Исторические заметки

Киевский скоростной трамвай

    Киевский скоростной трамвай (укр. Київський швидкісний трамвай) — скоростная трамвайная система в городе Киеве, открыта в 1978 году и стала первым представителем этого вида транспорта в СССР. До 2009 года действовало две линии: первая на правом берегу Днепра, а вторая — на левом. В 2008 году первая линия была закрыта на реконструкцию, которая частично завершена в октябре 2010 года.

    История

    Первая линия Киевского скоростного трамвая начала строиться в 1975 году и уже в 1978 была сдана в эксплуатацию. Она стала первой линией скоростного трамвая в СССР. Полностью наземная и полностью обособленная линия от вокзала на Борщаговку имела развилку на конце и два маршрута — № 1 и 3. Согласно тогдашним планам, линия должна была продолжаться от площади Победы до Красноармейской улицы, затем тоннелем до площади Леси Украинки и площади Героев Великой Отечественной войны, в перспективе — через Мост Патона на Левый берег. Пересадочные станции скоростного трамвая с метрополитеном были запланированы на станциях «Красноармейская» (ныне — «Дворец „Украина“») и «Площадь Леси Украинки» (ныне — «Печерская»).

    1 февраля 1975 года была введена в строй первая очередь (4 км) (маршрут № 3 Вокзал — Редукторный завод).

    1 января 1977 года открыт маршрут № 1 Дворец Спорта — улица Семьи Сосниных (13 км).

    28 декабря 1984 года маршрут № 1 продлён до улицы Булгакова (15 км).

    1 июня 2001 года маршрут № 1 (Дворец спорта — улица Булгакова) был закрыт, вместо него открылся маршрут 1к Михайловская Борщаговка — улица Старовокзальная. В 2005 году маршрут № 1к был обратно переименован в № 1.

    В июне 2007 года в связи с реконструкцией участка ст. «Гната Юры» — ст. «Кольцевая дорога» был закрыт маршрут № 3, в это же время открылся маршрут № 1к ст. «Площадь Победы» — Михайловская Борщаговка. 1 августа в связи с реконструкцией участка улица Старовокзальная — ст. «Площадь Победы» (нескоростной) закрыт маршрут № 1 (а также нескоростные маршруты 15 и 18).

    8 апреля 2008 года в связи с окончанием реконструкции участка ст. «Гната Юры» — ст. «Кольцевая дорога» был открыт маршрут № 3 (ст. «Кольцевая дорога» — ст. «Политехническая»), в это же время закрылся на реконструкцию участок ст. «Площадь Победы» — ст. «Воздухофлотская». Маршрут № 1-к укорочен до «Политехнической». Разворот трамваев осуществлялся на временном кольце около Центрального ЗАГСа.

    12 октября 2008 года был закрыт участок «Политехническая» — «Бульвар Лепсе». Были закрыты маршруты № 1к и № 3, запущены новые: № 1 «Улица Старовокзальная» — Дегтяревская — Михайловская Борщаговка и № 3 «Улица Старовокзальная» — Дегтяревская — «Кольцевая Дорога». Временное разворотное кольцо разобрано.

    Современное состояние и развитие

    Линия обслуживается трамвайным депо имени Шевченко (ранее маршрут № 3 также обслуживало Лукьяновское депо), которое в 2005 году было перенесено с ул. Горького в центре, на проспект Академика Королёва, к конечной маршрута № 1, что существенно облегчило обслуживание линии.

    16 октября 2010 года линия была открыта после реконструкции. На ней было запущено 3 маршрута:

    → 1: «Старовокзальная» — «Михайловская Борщаговка»

    → 2: «Михайловская Борщаговка» — «Кольцевая дорога»

    → 3: «Кольцевая дорога» — «Старовокзальная»

    На линии эксплуатируются 11 станций, при этом большая часть из них находится в состоянии реконструкции.

    Бывшая вторая линия

    Работы по строительству второй линии Киевского скоростного трамвая были начаты в 1993 году. Сначала работы шли довольно быстрыми темпами — была быстро сооружена строительная площадка возле нынешней станции «Каштановая», туда привезли рельсы. Но вскоре появились значимые проблемы с финансированием проекта. Первый из четырёх путепроводов через трамвайную линию был сдан в эксплуатацию в 1995 году (путепровод по улице Сабурова). Остальные строились очень медленно.

    Укладка рельсов осуществлялась с помощью организации «Югозападтрансстрой». К тому же на всём протяжении линии Скоростного трамвая используются железнодорожные пути, которые уложены в соответствии с железнодорожными, а не трамвайными требованиями к качеству пути.

    В 1999 году руководство города дало указ закончить строительство трамвайной системы ко дню Киева в 2000 году. Но участок до станции метро «Левобережная» было явно невозможно достроить в столь короткие сроки (на тот момент времени пути даже не были уложены на всём участке, а на Троещине не было контактных проводов и станций). В связи с этим было принято решение сократить первую очередь строительства в 2 раза и построить альтернативную линию.

    Весной 2000 года были закончены работы по строительству трамвайного моста над проспектом Ватутина, на котором находится одноимённая конечная остановка. В начале мая 2000 года были пущены пробные трамваи, и в день города вторая линия и маршрут № 2 скоростного трамвая были торжественно открыты мэром города. Вначале по линии запустили несколько двухвагонных составов, вскоре их заменили на 2-3 вагона, которые курсировали по линии в течение всего дня.

    1 августа 2000 года маршрут № 2 был продлён от станции «Милославская» по линии нескоростного трамвая № 28 до остановки «Улица Александра Сабурова».

    В 2007 году был пущен маршрут № 2к — Ст. Ватутина — Ст. Милославская.

    В 2009 движение по СТ2 прекращено, линию планируется разобрать и заменить наземной линией метро.

    В сентябре 2009 после запуска городской электрички было объявлено о том что линия скоростного трамвая будет продлена до остановочной платформы «Троещина» и запущена вновь

    Современное состояние и перспективы

    На скоростной линии № 2 работало 6 станций.

    К моменту закрытия на линии работало 2-3 состава с интервалом движения в 20-30 минут. Линия обслуживалась Дарницким трамвайным депо.

    В связи с отсутствием пересадки на главный городской транспорт (метро) линия была изначально малопопулярна. Основной пассажиропоток линии составляли немногочисленные отдыхающие, едущие с Троещины на реку Десёнку, расположенную рядом со станцией «Ватутина».

    С 1 января 2009 года линия закрыта. Городские власти объявили о планах продлить ее до остановочной платформы «Троещина», обеспечив пересадку на городскую электричку, и восстановить движение трамваев.

    Также существуют планы постройки по трассе Левобережного скоростного трамвая участка Левобережной или Подольско-Вигуровской линии Киевского метрополитена.

          Материал из Википедии — свободной энциклопедии